тим
ильясов

Авторская рубрика

Приглашенный редактор рубрики «ЕСТЬ ТЕМА», исследователь моды, куратор, автор, преподаватель истории и теории моды Тим Ильясов

Тим известен, как русскоязычный спикер и популяризатор исторических и теоретических знаний о моде, а также телеведущий, в портфолио которого роль наставника в культовом "Проекте Подиум", именное шоу "Капсула с Тимом Ильясовым" и рубрики по истории моды на радио и телевидении.

Тим — автор десятков статей о моде для крупнейших изданий и книги по стилю "Лечим нечегонадеть самостоятельно" (2019).

Как куратор и креативный консультант, Тим организует выставки и специальные проекты с брендами и культурными институциями. В 2022 году в Государственном Историческом Музее (Москва) была открыта выставка по истории городской моды в России с 1861 до 2021 года, автором и куратором которой, выступил Тим Ильясов.

Когда мода начала
бесконечно цитировать
прошлое и можно ли
надеяться на что-то новое?

Увлекатетельные рассуждения
об актуальности цитирования моды прошлого,
от исследователя моды Тима Ильясова.

Когда мода начала цитировать прошлое

Если вам кажется, что из сезона в сезон и из года в год, мода постоянно отправляет вас в семидесятые, девяностые или любое другое прошлое — вам не кажется. Мода постоянно оглядывается назад и обрабатывает предыдущие эпохи. Может ли в моде появиться какой-то новый стиль, не опирающийся на прошлое? Сомневаюсь. Современна ли эта тенденция? Отнюдь! Попробую порассуждать об этом сам с собой.

Когда мода увлеклась винтажными
стилями и начала смотреть в прошлое?

Чуть больше пятидесяти лет назад. Да, если вы думаете, что винтажный стиль явление современное — вы ошибаетесь. Откат произошел после футуристического бума 1960-х, когда дизайнеры пытались изобрести что-то решительно новое, а мода действительно кипела в изменениях: появились мини-юбки, брюки и смокинги вошли в женские гардеробы, использовались инновационные материалы, а стиль стремился в будущее. Шестидесятые с их модернизмом и космосом стали последней эпохой инноваций в стиле, эпохой столь бурной и деятельной, что мода после нее была перевернута полностью.
В семидесятые на смену мини-юбкам пришли макси, футуризм был заменен фольклорно-старушечьими платьями, а минималистские формы — избыточностью диско. В 1971 году Ив Сен-Лоран показал скандальную коллекцию, вдохновленную 1940-ми, в моду начал входить винтаж. Британские дизайнеры, такие как Лора Эшли создавали коллекции “бабушкиных” платьев в духе крестьянских нарядов викторианской эпохи, но носили их не пожилые дамы, а юные модницы. В 1974 на экраны вышел “Великий Гэтсби”, вдохновивший Ральфа Лорена на олдскульно-респектабельный стиль 1920-х — 1930-х. В общем, заигрывание с винтажом и стилями прошлого началось в семидесятых и продолжается до сих пор.

Bertrand Rindoff Petroff @Getty Images
Jeff Kravitz @Getty Images

Зендая на красной
ковровой дорожке
в винтажном
платье из весенне-
летней коллекции
1992 года от
Valentino.

Значит ли это, что до 1970-х мода постоянно создавала что-то новое и не оглядывалась назад?

Совсем нет. Например, всю вторую половину XIX века в моде, как и в других видах декоративных искусств, наблюдалось повальное увлечение историзмами и нео-стилями. Тогда дамы с восторгом носили платья в духе нео-барокко, нео-рококо и даже нео-ренессанса.

Кристи Тарлингтон, DIOR, 1993

Какие стили мода
интерпретирует сейчас,
в 2023 году?

@ysl

В 2023 году наконец завершается засилье стиля 1970-х, который пришел еще в середине 2010-х и должен был бы уйти уже в 2020-м, но пандемия притормозила движение трендов, так семидесятые, которые, как вы понимаете, уже сами вдохновлялись прошлым, задержались до лета 2023. Однако, судя по тому, как тренд опустился на нижние этажи модной пирамиды — он явно вымирает, уже в коллекциях Fall 2023 семидесятые если и наблюдаются, то как отдельные всполохи. Зато снова проявились 1980-е с их огромными плечами и узкими юбками, как в коллекции Saint Laurent fall 2023, например. Главная же эпоха вдохновения сейчас — нулевые. Короткие юбки, низкая талия и блестки — все активно транслируется дизайнерами. И вот здесь нам нужно сказать, что трендовая винтажность и эпохи, всплывающие в моде, имеют прямую связь с наиболее активным поколением потребителей.

Выходит, разные поколения выбирают
разные эпохи прошлого в стиле?

Популярная и вызывающая эмоции винтажность связывается либо с собственной юностью покупателя, либо (чаще всего) с образами молодости его родителей. Такое ламповое ощущение безопасности, когда мама и папа молоды и смотрят со старых фотографий в своих модных нарядах. Впрочем, здесь может примешиваться еще ирония и пост-ирония, возникающие как одно из проявлений сепарации от предыдущих поколений, но это тема для совсем другого материала.

Так или иначе, для миллениалов (родившихся в 1980-1990-е) время их детства и ностальгически (или иронически) окрашенной молодости родителей — семидесятые, восьмидесятые и девяностые. Для зумеров, родившихся уже в конце 1990-х — нулевых, это конец 1990-х и нулевые. Да, для молодого человека, родившегося в 2004 году, 2000 год кажется весьма винтажно окрашенным.

@mileycyrus

Любопытно и то, в конце 2010-х поздние миллениалы и ранние зумеры сформировали моду на метавинтажность, впрочем, просуществовала она недолго и к 2022 году растворилась полностью.

Метавинтажность?

Так я называю условно-обобщенное “тогда”, некое абстрактное прошлое без конкретных границ, которое становится источником вдохновения. Именно метавинтажной была мода Gucci при Алессандро Микеле, например. В его коллекциях, показах и видео трудно было вычленить какую-то конкретную эпоху вдохновения - все было смешано. Такой бабушкин шкаф с вещами разных времен, которые изымаются рандомно и весело перемешиваются. Зумеры и поздние миллениалы были уже очень далеки от семидесятых или восьмидесятых годов, для них это все — один большой бабулин гардероб, без деления на эпохи. Игра в метавинтажность была яркой и крайне ироничной, но уже в 2022 году оказалась решительно неактуальной.

@gucci

Почему мода продолжает
заигрывать с прошлым
и не создаёт ничего нового?

@versace

Когда настоящее тревожно, а будущее неопределенно, прошлое оказывается наиболее предсказуемым и понятным пространством, в котором можно прятаться
и откуда можно доставать устойчивые образы или элементы стиля. Чтобы создавать решительно новые образы, нужно с большой уверенностью смотреть в будущее. Увы,
вряд ли многие сейчас могут похвастаться уверенностью в завтрашнем дне
и оптимизмом, мир слишком неустойчив,
и хотя бы в гардеробах люди хотят обнаруживать что-то понятное и ассоциативно узнаваемое.

Учитывая, что в ближайшие годы мировая гео-политическая обстановка вряд ли изменится кардинально, мода продолжит исследовать прошлое, доставая на поверхность разные эпохи и стили. Кстати, хороший повод заняться изучением истории моды — 
без нее в нынешней индустрии не обойтись.

К другим выпускам

Новая реальность.
Что будет происходить
с модой в период
тектонических изменений?

Стоит ли  
реагировать на все
революции
в моде?

Как битва “старых” и
“новых” денег формирует
моду на протяжении
всей ее истории?