тим
ильясов

Авторская рубрика

Приглашенный редактор рубрики «ЕСТЬ ТЕМА», исследователь моды, куратор, автор, преподаватель истории и теории моды Тим Ильясов

Тим известен, как русскоязычный спикер и популяризатор исторических и теоретических знаний о моде, а также телеведущий, в портфолио которого роль наставника в культовом "Проекте Подиум", именное шоу "Капсула с Тимом Ильясовым" и рубрики по истории моды на радио и телевидении.

Тим — автор десятков статей о моде для крупнейших изданий и книги по стилю "Лечим нечегонадеть самостоятельно" (2019).

Как куратор и креативный консультант, Тим организует выставки и специальные проекты с брендами и культурными институциями. В 2022 году в Государственном Историческом Музее (Москва) была открыта выставка по истории городской моды в России с 1861 до 2021 года, автором и куратором которой, выступил Тим Ильясов.

Стоит ли реагировать
на все революции в моде?

В прошлой колонке я рассуждал на тему постоянного обращения моды в прошлое. Сегодня же предлагаю посмотреть на ее порой истеричные поиски нового и всевозможные технологические (и не только) революции, и попробовать понять, как на это реагировать бизнесу и простому покупателю.

@Тренды 2023 от LAMODA и нейросети

Несколько лет назад индустрия бурлила на тему виртуальной одежды, потом в моду вошли NFT-технологии и бренды начали создавать свои NFT-объекты, позже брендам понадобилось переместиться в метавселенную и там проводить свои показы и презентации. Главная тема последнего года — творчество искусственного интеллекта. Короткие вертикальные ролики, графика и даже целые коллекции, созданные нейросетями собирают тысячи лайков и вызывают оживленные споры комментаторов.

Близнецы Qjin и Qwon Han были одними из первых инфлюенсеров в социальных сетях, которые примерили на себя цифровые луки, представленные Farfetch. На фото они одеты в Off-White.

В этом технологическом разнообразии может показаться, что обязательно необходимо гнаться, успевать, хватать, впрыгивать, иначе опоздаешь и безнадежно устареешь. Истерии поддаются как бренды, так и простые пользователи. Однако пользователи, поиграв в очередное приложение, довольно быстро к нему охладевают. Тут можно вспомнить и социальную сеть Clubhouse (впрочем, кто ее еще помнит?) бывшую неистово популярной, но схлопнувшуюся через два месяца или недавнее увлечение аватарками, сгенерированными нейросетью. Тренд распространяется так быстро и так плотно заполняет собой все, что с одной стороны остаться в стороне кажется невозможно, а с другой стороны, именно эта масштабность довольно быстро утомляет, информационное пространство пресыщается и тренд гаснет.

Цифровой лук D&G, проданный более, чем за $1 млн

При этом, если бренд, вдохновившись сиянием популярного явления запустил с ним какой-то крупный процесс-то маховик одной кнопкой не остановить. Может случиться, что к моменту, когда бренд наконец интегрировал технологию в свои активности, тренд на нее уже закончился. Да, эта игра с адским темпом, кто быстрее всех, тот и молодец. Если запостил яркую аватарку нарисованную нейросетью сегодня - получил солидную пригоршню одобрения, сделал это же через четыре дня - получил комментарии в духе “да достали вы уже со своими нейросетями”. Знакомая ситуация?

Мэй Маск - мама Илона Маска - в цифровой одежде от DressX
Fashion Awards 2021 в цифровом корсете от IoDF

Да, на новой технологии можно сорвать куш и отхватить солидную порцию внимания (а внимание в наше время вполне можно конвертировать в продажи, при грамотном подходе). Помимо собственно создателей, выиграть на новинке могут пионеры-первопроходцы и те, кто идут сразу за ними, однако если вы прочитали о тренде в статье или увидели его у блогера — вы уже опоздали. Вы не в третьем, и даже не в четвертом ряду, хотя, конечно, можете побежать за толпой, но выгоду из этого массового забега извлечете вряд ли, зато развлечетесь.

@zhuuvvvGlamour

Практически все более-менее заметные новые технологические явления приходят с посылом изменения мира и желанием остаться навсегда, стать неотъемлемой частью реальности, как telegram или youtube, однако происходит это, мягко говоря, не со всеми. Виртуальная одежда, так и не заменила реальную, а светские модники по прежнему бьются за места в первом ряду вполне осязаемого показа моды в реальном Париже, а не в метавселенной. Искусственный интеллект может нарисовать весьма реалистичные и “лайкабельные” изображения, однако нейросеть не создаст ваш реальный физически существующий образ, где выразителями статуса все еще остаются вполне аналоговые материальные предметы.

christian dior
Показ «Christian Dior»
осень/зима 2023-2024 года. Париж.
Фото: Вианни Ле Кер/Invision/AP
Metaverse Fashion Week
Metaverse Fashion Week
в метавселенной Decentraland

Если же новая технология действительно становится частью жизни, поверьте, вы успеете в нее интегрироваться. Места хватит всем. Когда тренд переходит в новое качество и становится устойчивым явлением, игра в стульчики заканчивается и уже не нужно носиться по кругу выискивая, куда примоститься, пока стул не заняли.

MetaBirkin
Проект MetaBirkin — «меховые» виртуальные сумки, очень похожие на культовую модель Hermes (Фото MetaBirkin)

Посему, стоит ли кидаться на амбразуру каждой “революции”? Решать вам. Как бы поступил я? Если бы мне повезло ухватить тот или иной тренд в самом начале, когда он еще не разросся, то определенно воспользовался бы моментом. Однако, если толпа уже бежит — то пусть бежит дальше, посмотрю на нее со стороны, а потом приду со своим собственным стулом.

К другим выпускам

Новая реальность.
Что будет происходить
с модой в период
тектонических изменений?

Когда мода начала
бесконечно цитировать
прошлое и можно ли
надеяться на что-то новое?

Как битва “старых” и
“новых” денег формирует
моду на протяжении
всей ее истории?